Welkom
Met de steun vanПри поддержке
  • Menu
    Оnze filialenНаши филиалы
    TestcentrumБюро сертификационного тестирования
    InschrijvingЗапись в Центр
    Оnze partners
    Het nieuws
    We nodigen uit
    Onze gasten free counters

    "Полезные кнопки"
  • Сообщество uCoz
  • Официальный блог
  • Лучшие сайты Рунета
  • WoWeb.ru - портал для веб-мастера
  • Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Среда, 12/12/2018, 22:49ГлавнаяРегистрацияВход
    NIEUWE GENERATIE
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Статьи » Помощь логопеда

    Что делать если ребенок не выговаривает звук Р и когда стоит начать об этом волноваться?

    К 5—6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

    Если звуки не появились во время, значит, существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками,  ребенку требуется специальная логопедическая помощь.
    Если нет возможности пригласить логопеда для занятий с ребенком, то можно в игровой форме самостоятельно заниматься с малышом речевой гимнастикой. Эта гимнастика подготовит артикуляционные органы ребенка к постановке звуков.

    Занятия артикуляционной гимнастикой с ребёнком 4 лет, помогут ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5—6 лет — подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

    Не стоит беспокоиться, если в 2,5 года ребенок не произносит звук «р», всему свое время. Ребенку, чтобы научиться бегать, сначала нужно научиться переворачиваться, ползать, ходить, а уже потом он и побежит. Так и с речью, звуки ребенок осваивает постепенно. Вот примерная таблица овладения детьми звуками речи.

    1-2 года – а, о, э, п (пь),б (бь), м (мь)

    2-3 года – и, ы, у, ф(фь), в(вь), т(ть), д(дь), н(нь), г(гь), к(кь), х(хь), й, сь, ль

    3-4 года – с, з(зь), ц, ш, ж, ч, щ

    4-5 – р(рь), л,

    Задача родителей младших дошкольников проводить подготовительную работу и развивать слуховое внимание. Предложите ребенку определить игрушку по звукоподражанию или предмет по его звучанию (барабан, колокольчик и т.д.). Можно поиграть  в лошадку – пощелкать языком, широко раскрывая рот, лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» помогает укреплению мышц языка и его подъему вверх.

    Перед тем как приступить к занятиям, попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

    Чтобы подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению такого сложного звука, как «р», нужно освоить ряд упражнений. Начните с  2—3 упражнений, а затем добавляйте по одному, упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребёнка.

    Упражнение «Чистим зубы»: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние передние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Кончик языка не загибается внутрь, а двигается у корней зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

    Упражнение «Лошадка»: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

    Упражнение «Грибок»: Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. (Если упражнение не получается, вернитесь к упражнению «Лошадка» – щелкайте языком медленно, стараясь присосать язык к нёбу).

    Если подъязычная связка у ребенка короткая, то растянуть ее поможетупражнение «Гармошка»: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

    Упражнение «Барабанщик»: Улыбнуться, открыть рот и, выдыхая воздушную струю на кончик языка, постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д» (можно произносить: «дын-дын-дын»). Темп постепенно убыстряем. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Звук «д» чёткий, не «хлюпает».

    Упражнение «Кучер»: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

    Можно положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

    После того, как мышцы языка укрепились, ребенок научился удерживать язык наверху, развили силу выдоха, растянули подъязычную связку (а именно эти задачи решают подготовительные упражнения), ребенок может уже самостоятельно произнести звук «Р». Если этого не произошло, попробуйте еще немного помочь ребенку. Для выполнения следующих упражнений вам может понадобиться соска (для детских бутылочек), шпатель (деревянная плоская лопаточка), чайная ложка, чистый носовой платок. Непременное условие — чистые руки ребёнка и родителей.

    Попросите ребенка выполнять упражнение «Барабанщик». Ребенок выдувает воздух на кончик языка (грудная клетка и плечи должны быть опущены) в это время взрослый (соской, черенком ложечки, шпателем) совершает быстрые движения справа налево и слева направо под кончиком языка ребёнка. Получится что-то похожее на «др-др-др». Потом ребенок может и самостоятельно выполнять это упражнение собственным пальцем, но сначала вы сами должны совершать движения его кистью (чтобы палец «не застревал», а ритмично двигался из стороны в сторону), палец должен быть прямым, стоять строго вертикально, а не загибаться внутрь рта. Если ребенок произносит «др-др-др», то можно отрабатывать звук в следующих сочетаниях : дра –дро – дры.

    Еще прием. Ребенка можно попросить с силой выдыхать воздух на кончик языка, прижатого за верхними зубами (рот открыт). В это время вы своим пальцем подталкивает его язык вглубь рта, у ребенка  в этот момент может получиться звук «Р».

    Если звук получился, его нужно отрабатывать в сочетании с гласными, в разных позициях (в начале, середине, конце слова), учить короткие стихи, где звук «Р» встречается часто, повторять чистоговорки.

    Даже если у вас не получится самостоятельно поставить ребенку звук – не отчаивайтесь. При хорошей подготовке артикуляционного аппарата ребенка, вам понадобится всего несколько занятий с логопедом, чтобы услышать долгожданный звук. Успехов вам!

     

    Категория: Помощь логопеда | Добавил: Natallia (20/07/2014)
    Просмотров: 1056

    Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2018